Сохранить статью:
«Да, я все сделаю заново», - в очередной раз ответил сотрудник на небольшое замечание. «Зачем же переделывать? Требуется лишь маленькая корректировка», - возразил я. В ответ получил сухое «Ок».
Сотрудник ушел через месяц. Не выдержал. Апатичность - один из признаков эмоционального выгорания. Такие поведенческие изменения в сотруднике часто остаются незамеченными руководством. Не заметили и мы.
Мы не видели и того, как при общении с нами и коллегами человек едва сдерживает злость. В то время как сотрудник без погружения в суть задач соглашался со всем, что ему говорили, внутри него был пожар. Он, наверное, готов был разгромить весь офис. Вероятно, только он знал, сколько сил ему требуется, чтобы просто прийти на работу.
Часто руководители видят, но не придают значения такому поведению, списывая все на плохое настроение. Справиться с эмоциональным выгоранием очень трудно. Если процесс пошел, нужно не игнорировать первые симптомы и вытаскивать сотрудника из этого состояния.
На вопрос «как предотвратить эмоциональное выгорание?» однозначного ответа нет. В таком состоянии человеку не хочется говорить, и что бы вы не сказали - любая фраза будет восприниматься в «штыки». Если стадия начальная, иногда достаточно дать человеку отдохнуть. А вот если выгорание случилось, компании стоит быть готовой к потере сотрудника.
Этот случай - не единичный. Были те, кого удавалось вытащить, но большинство ушло. Выгорание - страшный синдром.
Советы руководителям не так сложны, как кажется. Важно создать психологически комфортную рабочую атмосферу в коллективе. Для этого следует ставить четкие задачи с понятным сотруднику результатом. Обозначайте свои ожидания правильно. В противном случае сотрудник просто растеряется, что приведет к снижению эффективности. Человек будет думать, что проблема в нем, так как задание не выполнено корректно. Учите своих людей задавать вам вопрос «Правильно ли я понял?»
Ответственность за состояние сотрудника - на руководителе. Ошибочно думать, что эмоции - это личное дело каждого, и если человек не может с ними справиться, значит, виноват в этом он сам.
Следите за тем, чтобы каждый чувствовал себя частью команды. Давайте понять, что любое мнение учитывается и ценится. Вместо того, чтобы раздавать указания, проводите совместные планерки, мозговые штурмы. Дайте коллективу самому найти решение, задавайте наводящие вопросы, и, при необходимости, направляйте усилия в нужное русло.
Слушайте своих сотрудников, формируйте доверие. Каждый должен знать, что неудача, как и ошибка - это нормально. Если люди вам не доверяют, они будут скрывать свой провал до последнего, вместо того чтобы обратиться за помощью. Это приведет не только к краху проекта, но и повышенной тревожности у членов вашего коллектива. А сотрудники, находящиеся в постоянном стрессе - неэффективны.
Делайте перерывы. Не только обеденные. При решении важной задачи иногда лучше переключиться: пройтись, подвигаться, выпить чай. Работа пойдет быстрее и эффективнее. Сотрудники не должны чувствовать себя прикованными к офисному стулу.
Современные компании уделяют все больше внимания созданию комфортного рабочего пространства, что не может не радовать. Такой подход поможет сохранить психологическое здоровье сотрудников, и, как следствие, привести компанию к успеху.